Корпоративные ценности: что это и зачем они нужны?
Содержание статьи:
Какую роль играют корпоративные ценности?
Как сформулировать корпоративные ценности компании?
Ни одна компания, маленькая или большая, не добьется успеха в долгосрочной перспективе без заряженных энергией сотрудников, которые верят в миссию и понимают, как ее достичь. Джек Уэлч
Корпоративные ценности: что это и зачем они нужны?
Порой может показаться, что «ценности компании», о которых любят говорить руководители и с гордостью заявляет каждый второй корпоративный сайт, — это лишь дань моде. Давайте разберемся, что же на самом деле стоит за этим понятием и почему для компании важно иметь собственные ценности, а для ее сотрудников — следовать им.
Корпоративные ценности — это список убеждений, идей, принципов и традиций, которые лежат в основе культуры любой организации и помогают ей развиваться и добиваться успеха. Подобно тому, как моральные принципы человека формируют его индивидуальный характер и личность, ценности компании создавают ее уникальный образ на рынке — через стиль работы, поведение сотрудников и руководства, поставленные цели и инструменты, которые используются для их достижения.
Например, возьмем две компании, которые шьют одежду. Одна может поддерживать ценность «Инновационность» и охотно внедрять новые технологии производства, сокращать долю ручного труда, использовать современные синтетические материалы и креативные фасоны. Другая же, с ценностью «Сохранение традиций», будет отдавать предпочтение натуральным тканям и традиционным выкройкам и украшать свои изделия ручной вышивкой и росписью по ткани. Таким образом принятые ценности будут определять клиентскую аудиторию, круг поставщиков и партнеров, способы продвижения товара и даже особенности работы в коллективе.
Как корпоративные ценности помогают в работе компании и лично вам? Они:
отлично сплачивают команду — если большинство сотрудников «смотрит в одну сторону», вы уверены в своих коллегах и хорошо понимаете, как строить общение с ними, чтобы решать задачи быстро и эффективно.
позволяют нанимать на работу «своих людей» — при отборе по ценностям новички легко вливаются в ваш коллектив и начинают быстрее справляться со своими обязанностями.
помогают создать уникальный образ компании, который упрощает отстройку от конкурентов и общение с клиентами, — к вам приходят лояльные клиенты, а вы точно знаете, как с ними разговаривать.
упрощают принятие рабочих решений и делают процесс управления более прозрачным — с работающей системой ценностей вы хорошо понимаете, как вам действовать в той или иной ситуации, можно ли проявлять инициативу или нужно всегда следовать инструкциям, открыто ли руководство для общения и т. д. Например, ценность «Самодостаточность», скорее всего, подразумевает, что у вас есть полномочия для принятия решений и нет постоянного контроля сверху. А если ключевой ценностью является «Забота о благополучии сотрудников», то вам не придется думать, надо ли отвечать клиенту в нерабочее время.
Но все это работает лишь в том случае, если корпоративные ценности разделяются большинством работников и поддерживаются руководством. Для этого важно правильно их сформулировать.
Довольные сотрудники — это довольные клиенты, что ведёт к прибыльности. Энн Малкахи, генеральный директор Xerox
Откуда вообще берутся ценности?
На самом деле, ценности есть у любой компании — даже если эйчары еще не успели прописать их в документах. Там, где возникает коллектив хотя бы из двух-трех человек, начинают стихийно формироваться правила поведения и принципы работы. На «ты» или по имени-отчеству? Личная конкуренция или коллективная ответственность? Возможность в любое время прийти к начальнику с инициативой или строгие регламенты и нелюбовь к креативам? Ответы на эти и другие вопросы позволяют примерно очертить круг ценностей в конкретной организации.
Если компания решает четко прописать ценности, ей важно соблюсти баланс между уже сложившимися правилами поведения и теми принципами, которые помогут развиваться и достигать стратегических целей. Для этого нужно:
1. Выяснить, какие ценности уже негласно сформировались в компании и каких правил поведения придерживаются сотрудники.
2. Определить, какие ценности помогут компании достичь поставленных целей и добиться успеха.
3. Изучить актуальные тенденции, следование которым может принести пользу бизнесу. Например, на Западе сегодня в тренде инклюзивность — то есть доступность тех или иных возможностей, услуг, продуктов для любого человека, вне зависимости от его пола, возраста, национальности или физических особенностей. И компании начинают прописывать «Инклюзивность» в числе своих ценностей, чтобы привлечь прогрессивную клиентскую аудиторию.
4. Сформировать список ценностей на пересечении трех предыдущих пунктов.
5. Донести суть и важность каждой ценности до сотрудников и начать мотивировать людей следовать ценностям в их каждодневной работе.
Прежде чем перейти к следующему разделу, подумайте — знаете ли вы ценности вашей компании? Можете ли их сформулировать?