Исследование вовлеченностиДаже самых известных факторов очень много — целых 50. И каждому фактору в опроснике соответствует несколько (обычно 5-6 штук) вопросов. Если мы возьмем их все, то получим 250+ вопросов, и пройти такой опросник до конца будет для сотрудников практически нереальной задачей.
Поэтому здесь очень важно определиться с двумя моментами:
- что я/компания хотим исследовать/узнать?
- на что я/компания можем повлиять?
Например, мы решили узнать, насколько сотрудникам комфортно в офисе. Однако при этом у нас большое арендуемое помещение, и мы физически не можем перекрасить в нем стены, оборудовать кухню или даже поставить комнатные цветы. Поэтому в данной ситуации спрашивать про комфорт в офисе бессмысленно.
Или другой пример: мы хотим узнать у сотрудников об удовлетворенности их уровнем заработной платы. Допустим, что у нас большая компания (около 3 тысяч человек), а в моем отделе — 50 специалистов. Я провожу это исследование, но лично на зарплату повлиять не в состоянии. Я могу лишь попросить руководство пересмотреть нашу штатную сетку, но это очень долгий процесс.
Итак, в самом начале обязательно смотрим на факторы и по каждому из них задаем себе два вопроса, приведенных выше.
Рекомендуемое количество исследуемых факторов — 7-9 штук. В моей практике обычно берется порядка 11 факторов.
Если для проведения опроса используется автоматизированная платформа по оценке персонала, то нужно обязательно посмотреть все формулировки и, в случае необходимости, чуть-чуть их переработать.
Исследование благополучияТут есть два направления для исследований:
- благополучие сотрудников;
- их психологическое состояние.
Первое связано с нашей корпоративной политикой и современной экокультурой — это эмоциональная атмосфера, информационная среда, эффективность работы, эмоциональная поддержка со стороны коллег и руководителей и т. д. Исследование этих факторов позволяет целостно посмотреть и понять — насколько сотрудник эмоционально (не)напряжен, (не)перегружен ли он задачами и не нужна ли ему психологическая поддержка.
Психологическое исследование направлено чуть-чуть в другую сторону. За два года работы с психологом мы создали отличный опросник по этой теме. В нем у нас 4 блока: физическое состояние, эмоциональное состояние, внутренняя энергия и социальные взаимодействия.
В этом исследовании мы исходим из того, что человек — целостное существо. У него есть некий запас энергии внутри, у него есть социальные контакты с близкими людьми (вне рабочей среды), есть эмоции и, конечно же, есть физическое состояние его тела. И все это человек приносит в компанию, все это оказывает влияние на то, как он работает.
Исследование выгоранияНапомню, что тут мы говорим только о первом уровне выгорания: напряжение–тревожность–потеря энергии.
Я рекомендую руководителям периодически «потыкивать» своих сотрудников, потому что у людей все время что-то происходит: у кого-то кто-то умер, у кого-то заболела собака, а у кого-то сломался ноготь…
В классическом опроснике у нас есть четкие параметры исследования и вопросы, которые четко показывают: человек недоволен собой, недоволен профессией или недоволен работой в компании. По ответам на эти вопросы мы реально понимаем, в какой момент у сотрудника появилась тревожность и чем она вызвана.
У меня есть опыт опросов в моем коллективе, и я могу сказать, что людям действительно это нравится. Поначалу я наблюдала тенденцию ухудшения ситуации, а потом поняла, что мои сотрудники стали мне больше доверять. Теперь они более охотно делятся своими переживаниями.