12 лайфхаков подготовки доклада
Содержание статьи:
  • Выбор темы доклада
  • Формулировка темы
  • Подготовка к докладу
Человеческий мозг — удивительный орган. Он начинает работать с момента вашего рождения и не прекращает, пока вы не соберетесь выступать публично.
Джордж Джессел
Выступление на конференции — это очень увлекательный, но, в то же время, ответственный и волнующий опыт. Сегодня поговорим о секретах создания доклада, который покорит сердца слушателей, и разберемся:

  • Как выбрать тему, чтобы не показаться банальным?
  • Как ее сформулировать, чтобы точно привлечь внимание аудитории?
  • Как качественно подготовиться к выступлению?
Выбор темы доклада
Первое, что может смущать при выборе темы для доклада, это мысль «да все и так об этом знают». Это одно из проявлений так называемого «синдрома самозванца».

Конечно, одно дело, когда к тебе кто-то обращается с вопросом как к более опытному коллеге, и совсем другое — когда ты читаешь доклад перед взыскательной аудиторией профессионалов. Итак, чтобы выбрать тему, которая привлечет внимание и вызовет интерес, нужно задать себе несколько вопросов:

  • Какую главную мысль я хочу донести до слушателей?
  • Что я делаю лучше всего?
  • Какой случай из практики я хочу рассказать и чему он меня научил?
  • Кто нуждается в этой информации?

Самое важное при подготовке к докладу — это найти самую главную, ключевую мысль, которую вы хотите донести до аудитории. Например, я могу хотеть поделиться информацией о том, как делать стулья или как определить, будет ли сегодня дождь.

И тут возникает вопрос: «А что от этого получат слушатели?» Правильный ответ здесь: «Когда мои слушатели покинут зал после доклада, они научатся чему-то конкретному или будут уметь делать что-то новое / по-другому / более эффективно». То есть, выступая с докладом, вы должны стремиться прямо сейчас, на практике научить участников чему-то — чтобы они вышли уже с конкретной историей нового опыта. Все остальное не имеет значения. Вам нужно понять тот самый итог, результат, красную линию. Это то, что будет объединять все ваши примеры, вложенные в выступление эмоции и все остальное.

Второй момент: подумайте — что вы лучше всего делаете как профессионал? Когда вы поняли, какие полезные знания вы хотите дать участникам, определите, в чем вы лучший, и доносите вашу ключевую мысль через этот опыт.

Следующий шаг: решите — какой профессиональный кейс или случай из практики в тему доклада вы можете рассказать? Такие истории позволят разбавить ваш спич, сделав выступление более живым и увлекательным.

И последнее: определите, кто нуждается в вашей информации? Это и будет та целевая аудитория, которая к вам придет и для которой вы будете все это говорить. Связь между тем, кто именно будет слушателем, и ключевой мыслью вашего доклада очень важна для понимания того, на каком уровне и какими словами вы будете все это рассказывать.

Одно дело — выступать перед новичками в вашей компании или на каком-то небольшом собрании и совсем другое — читать доклад на большой отраслевой конференции с аудиторией 100-200 человек.

Итак, когда вы выбираете тему и ключевую мысль доклада, самое главное — понимать, что эта информация кому-то нужна. И если вы прожили опыт, связанный с темой, то знайте, что ваша история может кого-то научить, особенно если вы сами извлекли из нее какой-то урок. Это очень важный момент!


Единственное, что по-настоящему важно в публичных выступлениях, – это не уверенность, не манера поведения и не умение говорить гладко. Главное – иметь то, что стоит сказать.
Крис Андерсон
Подготовка к докладу
Теперь поговорим о том, как готовиться к докладу, так как это очень важно!

Секреты подготовки:

  • держите в голове главную мысль
  • создайте опорную структуру слайдов или доклада (достаточно 3-4 пунктов, которые раскроют вашу мысль)
  • каждый пункт опишите 3-4 предложениями
  • дополните получившиеся тезисы своими примерами и мыслями

Итак, для начала — вспомните ключевую мысль, которая легла в основу доклада.

Далее попробуйте разбить эту мысль на два или три главных вопроса. Так вы уже получите некую структуру.

Если у вас уже есть шаблон доклада, используйте его. Оформите первый слайд с темой доклада, на следующем сделайте оглавление, а на последнем — пропишите итог, к которому вы поведете ваших слушателе. И вот — у вас уже есть целых три слайда, а также три вопроса, которые вы сформулировали, исходя из ключевой мысли.

Когда вы все это проделали, оставьте получившуюся конструкцию на некоторое время, походите с этим. Мысль начнет работать, будут появляться новые идеи, и, возможно, вы что-то захотите переформулировать. Не старайтесь сделать всю презентацию сразу и не пытайтесь заполнять слайды обязательно по-порядку.

После того, как вы сжились с этими тремя вопросами, которые раскроют основную мысль, сделайте для каждого из них еще по одному слайду. А затем раскройте каждый пункт еще тремя тезисами.

Таким образом у вас уже получится структура для двадцати минутного выступления. Вы можете продолжать в том же ключе дальше, прописывая для каждого следующего пункта еще по три предложения. Итогом станет достаточно весомая конструкция.

И уже только после этого пишите подстрочник. На каждом слайде внизу есть поле «комментарии». Туда удобно вставлять ссылки-подсказки, чтобы не забыть о чем-то упомянуть, может быть, посоветовать какую-то книгу и т.д.

Презентация важна, но она является лишь вашим опорным документом. Ни в коем случае не пишите в нее все, что хотите рассказать, и тем более не читайте ваш доклад с экрана!

Как можно проверить свою презентацию с точки зрения понятности и читабельности для аудитории? Откройте ее на мониторе и отойдите метра на 3-4, чтобы видеть экран. Если текст легко различим и общий вид слайдов выглядит гармонично, то все нормально. Если вам что-то не нравится, текст слишком мелкий и т.д. - то нужно переписать, сократить, изменить оформление.

И еще. Когда вы отправляете свой доклад на модерацию, воспринимайте полученную критику как рекомендации, а не как обязательное указание к переделке. Не забывайте, что это ваш собственный инструмент и вас придет слушать только лично ваша аудитория. Ваши мысли и идеи будут понятны вашим единомышленникам. Именно так происходит передача информации.

В конце, если есть возможность, — сделайте пробный прогон перед близкой вам аудиторией. И главное — делайте именно то, что вы хотите, и так, как вы хотите. Будьте самими собой настоящими!
А теперь коротко резюмирую все сказанное ранее и сформулирую 12 лайфхаков подготовки доклада:

  1. Сформулируйте главную мысль, которую вы хотите донести.
  2. Узнайте своего слушателя заранее. Например, я создавала свой доклад исключительно по тем вопросам, которые мне задавали коллеги в процессе своей подготовки. Благодаря им я поняла, что именно может быть интересно аудитории в рамках этой темы.
  3. Помните, что любой ваш опыт ценен для слушателя и нет такой темы, которой владеют все. Всегда есть те, кто чего-то не знает и кому нужен ответ, который есть у вас.
  4. Будьте понятными своей аудитории, старайтесь не употреблять сложные профессиональные термины или, если без них не обойтись, сразу объясняйте их.
  5. Формулируйте тему простыми словами.
  6. Определите — какую боль слушателя затрагивает ваш спич, какую проблему помогает решить.
  7. Создайте основную структуру доклада.
  8. Наполните каждый пункт «золотыми» мыслями.
  9. Подготовьте примеры, которые помогут раскрыть ваши мысли для слушателей (истории из жизни, кейсы, шутки, анекдоты).
  10. Оформите презентацию, которая будет вашей опорой во время выступления.
  11.  Выступите с вашим докладом перед «тестовой» лояльной аудиторией (родственниками или ближайшими коллегами).
  12. И главное — делайте то, что вы действительно хотите, и будьте настоящим!

Выступление на конференции Инфостарт, июнь 2024 год