Процедура состоит из нескольких этапов:
1. Интервью с носителями ценностей: собственником, командой руководителей, иногда – с лояльными и преданными компании старожилами. Их ответы помогут выявить ценности, которые разделяют ключевые лица бизнеса. Список людей для беседы согласовываем с собственником.
2. Общекорпоративный опрос сотрудников. Спрашиваем о том, какие ценности они видят, что им нравится в компании, как складываются отношения в коллективе и т.п. Анкета обязательно должна включать
открытые вопросы: нам важно, чтобы люди своими словами описали проявления корпоративной культуры, сложившиеся традиции, принятое поведение, распространенные убеждения и т.д.
3. Анализ результатов исследования, после которого у нас появится список выявленных ценностей. На этом этапе мы ищем в репликах участников опроса повторяющиеся примеры поведения, схожие факторы и т.д. Например, если почти все опрошенные упомянули работу в команде или важность развития, значит, это является в коллективе принятой ценностью. Также проясняем, что именно люди имеют в виду, когда говорят о том или ином факторе (например, как именно проявляется командный дух?).
4. Сессия по формированию модели ценностей с управляющим менеджером или собственником. На этом этапе мы показываем главе компании результаты аналитики: какие сложившиеся ценности обнаружили, как они проявляются в поведении, какие элементы существующей корпоративной культуры сотрудникам нравятся или наоборот. Он решает, подходит ли компании такая ценностная модель или ее нужно корректировать.
Ключевой момент – ценности должны соответствовать текущим бизнес-целям компании и помогать в их достижении!- Идеальный вариант – если ценности, которые мы выявили у собственника и сотрудников, совпадают, да еще и отвечают стратегическим целям компании. Тогда мы просто фиксируем 3-4 найденных ключевых принципа и их желаемые проявления, чтобы дальше поддерживать и развивать модель уже осознанно.
Иногда собственник предлагает согласится с большинством, хотя сложившаяся система не соответствует его собственному видению и задачам бизнеса. Это опасная ситуация, которая в дальнейшем может привести к проблемам в развитии компании.- В случае посложнее получившийся список нужно скорректировать: добавить или удалить из него какую-то идею, скорректировать поведение, связанное с той или иной ценностью и т.д.
- Самый непростой вариант – когда проявленные ценности противоположны видению собственника и целям компании. Это означает, что придется формулировать и внедрять новую систему с нуля, преодолевая недовольство и сопротивление сотрудников.
В любом случае на этом этапе у нас появляется модель из 3-4 желаемых ценностей и примерный ориентир, как они должны выглядеть в поведении.
5. Описание выбранных ценностей с точки зрения поведения. Названия ценностей у разных компаний совпадают в 90% случаев (эффективность, клиентоориентированность, развитие, команда и т.д.). Зато индикаторы поведения человека, который следует этим ценностям, всегда будут различаться! Поэтому нужно найти то, что важно именно для вашей компании.
- Обучаемость. Обычно, формулируя подобную ценность, говорят о чтении профлитературы, прохождении курсов, стремлении применять новые знания в работе. Но в одной компании обучаемость понимали как навык делать по образцу: от людей требовалось умение услышать инструкции и обратную связь от руководства и действовать на основании полученной информации.
- Эффективность. Часто это про способность одновременно выполнять большое количество задач. Но мы знаем фирму, где эффективностью считают умение не распыляться, а делать в один отрезок времени одну конкретную задачу.
- Команда. Формулируя эту ценность, компании любят говорить про «дружную семью», социальные связи, совместные мероприятия и т.д. Противоположный пример – «мы эффективная команда профи, но наши отношения четко ограничены рабочими задачами и не выходят за пределы офиса».
В результате для каждой ценности мы должны определить 3-4 четких поведенческих индикатора – как ведет себя человек, разделяющий эту ценность нашей компании.
Многие, сформулировав ценности и соответствующее им поведение, прописывают их на своем сайте и останавливаются на этом. Да, рассказать о ценностях сотрудникам нужно. Но еще важнее не упустить следующий этап.
6. Создание плана мероприятий по внедрению созданной модели ценностей в повседневную жизнь компании. Важно продумать конкретные шаги, которые помогут закрепить ключевые ценности в сознании и поведении сотрудников, четко прописать эти мероприятия в календаре, выделить бюджет на их проведение и начать осуществлять принятый план. Только после этого созданные ценности станут частью корпоративной культуры.
В дальнейшем нам важно следить за тем, как модель приживается в компании. Для этого рекомендуем
регулярно оценивать уровень принятия сотрудниками корпоративных ценностей.